loreley10 (loreley10) wrote,
loreley10
loreley10

Categories:

Обязанности жен и мужей, и о "сложности" спасения у язычников.




"Один молодой саннияси удалился в лес: там он размышлял долгое время, молился и занимался йогой (познавая Бога). После многих лет упорных молений и суровой жизни, он сидел раз под деревом. Несколько сухих листьев упали ему на голову. Подняв глаза, он увидел ворона и журавля, вступивших в драку на верхушке. Это его очень рассердило.
Он сказал: "Как, вы смеете бросать сухие листья мне на голову!".
Когда он при этих словах с гневом взглянул на них, из него вырвался как бы язык пламени, который сжег обеих птиц, превратив их в пепел.
Он был в восторге от этого проявления своей йогической силы; он одним взглядом мог сжечь птиц.

Некоторое время спустя ему пришлось пойти в город просить милостыню (у мирских людей).
Он подошел к одной двери и сказал: "Мать, дай мне пищи". Голос изнутри ответил: "Подожди немного, сын мой".
Пока хозяйка чистила кувшин (для подаяния йогину), неожиданно вернулся ее супруг.


Он был голоден. Добродетельная женщина, увидев своего мужа, оставила брахмана и подала своему супругу воду для омовения ног и для питья, а также (циновку), чтобы он сел. Она почитала супруга, как бога. Ни в поступках, ни даже мысленно (она не перечила) ему, не ела много сама и не пила, целиком поглощенная им, преданно за ним ухаживая. Добродетельная, чистая, радея о благе семьи, она всегда умело исполняла то, что было на благо ее супругу.

Молодой отшельник подумал: "Ах ты, скверная женщина! Как ты смеешь заставлять меня ждать? Ты не знаешь еще моей силы".
Но тут снова послышался тот же голос: "Юноша, не превозносись! Здесь ворон нет".
Он удивился. Подождать ему, однако, пришлось еще.
Наконец, женщина вышла; он бросился к ее ногам и сказал: "Мать, как ты это узнала?".

Она ответила: "Сын, я не знаю твоей йоги и твоих упражнений. Я самая обычная женщина. Я заставила тебя ждать, потому что муж мой болен и я ухаживала за ним. Всю мою жизнь я всеми силами старалась исполнить свой долг.
Когда я была девушкой, я исполняла свои обязанности относительно родителей; выйдя замуж, я исполняю свой долг относительно мужа; вот и вся моя йога, но по мере того как я исполняла свой долг, на меня сходило просветление, поэтому я и могла прочесть твои мысли и знала, что ты сделал в лесу".



Единственный способ восхождения (к Богам) состоит в исполнении ближайшего, очередного долга.

Приобретая таким образом силу, мы постепенно достигаем наивысшего состояния".



----------------------



Возможно этот текст вызвал возмущение у современных эмансипированных женщин. Может сложиться впечатление о некоторой односторонности отношений.

Чтобы этого не произошло процитируем еще "Карма-йогу":



1. Главная религиозная обязанность мужчины домохозяина (мирского, женатого человека) состоит в том, чтобы зарабатывать для себя и семьи, но он должен остерегаться, чтобы при этом не лгать, не обманывать и не обкрадывать других.

Зная, что отец и мать являются видимыми представителями Бога, мирской человек всегда и во всех случаях жизни должен угождать им.
Если отец и мать довольны им, то доволен им и Бог.


Мать и отец являются началами, создавшими его тело, и поэтому человек должен пройти хотя бы через тысячу неприятностей для того, чтобы сделать для них добро.


2. Такого же рода его обязанности и к жене.
Он никогда не должен бранить ее и должен содержать ее, как родную мать. И даже когда он испытывает самые большие затруднения и горести, он не должен гневаться на жену.


При женщинах семьянин не должен говорить непристойности и не должен хвастаться. Он не должен говорить: "Я сделал то и сделал это".

Мирской человек должен всегда угождать жене: деньгами, одеждой, любовью, доверием и словами, подобными нектару, и не должен никогда расстраивать ее.

Человек, сумевший приобрести любовь добродетельной женщины, преуспел в своей религии и обладает всеми добродетелями.




3. Обязанности к детям следующие: сын должен быть с любовью оберегаем до четвертого года; воспитывать его следует до шестнадцати лет.
Когда ему минет двадцать лет, он должен начать работать; отец должен с ним тогда ласково обращаться, как с равным.
Точно так же дочь должна быть воспитана с величайшей тщательностью.

При выходе ее замуж отец обязан дать ей приданое.



4. Затем обязанности человека простираются
к его братьям, сестрам
и к детям братьев и сестер, если они бедны,
а затем к другим родственникам,
потом к друзьям,
и к слугам.


5. Затем он имеет обязанности
к жителям одного с ним города или селения,
к бедным
и ко всякому, приходящему к нему за помощью.


Если мирской человек имеет достаточные средства и не уделяет часть их родственникам и бедным, он - не человеческое существо, а животное.

Следует избегать чрезмерной привязанности к пище, к одежде, к уходу за телом и к укладыванию волос.
Но мирской человек должен быть чист, опрятен, всегда деятелен и всегда готов к работе.




6. Для своих врагов мирской человек должен быть героем. Он должен бороться с ними и сопротивляться им. Это религиозная обязанность домохозяина.

Он не должен сидеть в углу, плакать и говорить о непротивлении.
Если он не показывает себя героем своим врагам, он не исполнил своих религиозных обязанностей.

С друзьями же и родственниками он должен быть кроток, как агнец.




7. Мирской человек не обязан преклоняться перед другим человеком, потому что, преклоняясь перед злыми людьми, он потворствует злу.
Но будет большой ошибкой, если он будет пренебрегать людьми, достойными уважения.
Он не должен быть слишком поспешен в своей дружбе; он не должен искать дружбы со всеми без разбора.
Он должен сначала наблюдать за поступками людей, с которыми он хочет сойтись, за их поступками по отношению к другим людям, обсудить эти поступки и только после этого вступать с людьми в дружбу.




8. О трех вещах он не должен говорить:
он не должен говорить публично о своей известности;
не должен восхвалять свое имя или свои силы; не должен говорить о своем богатстве
или о чем-нибудь, что было сказано ему по секрету.


Человек не должен говорить, что он беден или что он богат, - и не в каком случае не должен хвастаться своим богатством.

Пускай он будет благоразумен; это его религиозный долг.



Домохозяин является опорой всего общества: он - главный кормилец.
Бедные, слабые, дети и женщины, которые не работают, - все зависят от его заработка.
Поэтому есть некоторые обязанности, которые домохозяин должен выполнить, и, выполняя их, он должен чувствовать себя сильным, а не думать, что он делает вещи ниже своего идеала.

Если он допустил какую-нибудь слабость или совершил какую-нибудь ошибку, он недолжен говорить об этом публично, или если он участвует в каком-нибудь предприятии и знает, что предприятие должно кончиться неудачей, не должен говорить об этом. Такая откровенность не только не нужна, но она ослабляет человека и мешает исполнению им его обязанностей.




9. В то же время мирской человек должен энергично бороться, чтобы приобрести две вещи: сначала знание, потом богатство.
Это его религиозный долг,
и если он не исполнит своего долга, он - ничтожество.
Домохозяин, который не борется ради богатства, - действует безнравственно.
Если он ленив и довольствуется праздной жизнью - он живет безнравственно, потому что от него зависят, может быть, сотни людей.
Если же он приобретает богатство, то сотни других людей находят в нем свою поддержку.


Если бы в этом городе не было многих людей, жаждавших богатства и приобретших его, не было бы здесь и различных культурных и благотворительных учреждений.

В данном случае погоня за богатством благородна, так как она имеет целью - дальнейшее распределение его.
Для мирского человека приобретение богатства и благородное использование его составляет религиозный долг: домохозяин, стремящийся разбогатеть праведными путями и для правильных целей, в действительности делает то же самое для достижения спасения, что и отшельник, молящийся в своей келье.




10. Мирской человек должен всеми силами стараться приобрести доброе имя;
не должен играть в азартные игры, общаться с дурными людьми и быть источником горя для других.


Нередко люди берутся за то, что они не могут сделать, и в результате обманывают (ожидания) других не достигая своих целей.
Во всех случаях надо принимать во внимание время, превосходящее как фактор все. Затем, что один раз может быть неудачей, другой раз может стать большим успехом.


Домохозяин должен быть правдивым, (но при этом) говорить мягко, употреблять выражения, приятные для других и могущие принести им пользу; он не должен также говорить о чужих делах.



11. Вырывая пруды, обсаживая дороги деревьями, устраивая убежища для людей и животных, прокладывая дороги и наводя мосты и т.д., мирской человек идет к той же цели (в рай, к Богам), что и величайший из йогов.




Tags: Античность, теология, язычество
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Featured Posts from This Journal