loreley10 (loreley10) wrote,
loreley10
loreley10

Categories:

Почему свинина - самое справедливое мясо, а царь Кир - занимался садоводством.

Почему  древние европейцы называли свинину «самым справедливым мясом».




У Плутарха в «Застольных беседах» читаем: "Каково покажется вам это об иудеях, что они не едят самого справедливого мяса?"

*...не едят самого справедливого мяса… — У Цицерона стоик Луцилий утверждает, что «мир создан ради богов и людей», поэтому животные существуют для пользы  человека.

«А свинья, — вопрошает Луцилий, — для чего она годится, если только не в пищу людям?» (Цицерон, О природе богов, II 160); здесь же приводится шутка стоика Хрисиппа: свинье душа дана вместо соли — только затем, чтобы мясо не испортилось. Видимо, поэтому и дед Ламприя говорит о «наиболее справедливом» (δικαιότατον) мясе — подобно стоикам, он видит природное предназначение  свиней в том, чтобы служить пропитанием для людей."

Из всех домашних животных, каждое приносит человеку какую-то пользу.

Быка  используют для пахоты, впрягают в повозку, используют как тяговую силу, он - труженик. Убить  его ради мяса - несправедливо.
Корова – кормилица. Только с одной коровы человек имеет все ему нужное для пропитания. Молоко, масло, творог, сметану. Убить ее ради мяса– несправедливо. (сравни с русской сказкой «Крошечка Хаврошечка»)
Овцы и козы – дают нам шерсть, а значит одежду и защиту от холода. Так же они дают и молоко. Убить их ради мяса - несправедливо.
Куры и гуси – дают яйца.
А петух – будит по утрам. Убить их ради мяса – несправедливо.

И только свинья ничего не дает, кроме собственно мяса. Она и создана для того, чтобы мы ее ели. Следовательно – пустить ее на мясо – справедливо.



О святости пахоты и обработки земли.
Почему персидский царь Кир собственноручно сажал деревья и разбивал сады.



Ксенофонт в "Анабазисе"  рассказывает:

"Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые "парадисами", полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года".




Дальше Ксенофонт рассказывает о прогулке Кира с Лисандром в парке Сард:

"(Царь Кир).. любезно принял его и, между прочим, сам показывал ему свой сад в Сардах. Лисандр восхищался садом, что деревья красивы, посажены все на одинаковом расстоянии, ряды деревьев прямы, все красиво расположено под прямыми углами, благоухания разного рода сопровождают их при прогулке.

В восторге от этого Лисандр сказал: «Конечно, Кир, я восхищаюсь красотой всего этого; но еще гораздо больше я удивляюсь человеку, размерившему и распланировавшему тебе все это».

При этих словах Кир обрадовался и сказал: «Так вот, Лисандр, все это размерил и распланировал я, а некоторые растения и посадил сам».

Тогда Лисандр посмотрел на него и, видя красоту одежды, которая была на нем, чувствуя запах от нее, видя ожерелья и браслеты и другие украшения, какие на нем были,
сказал: «Что ты говоришь, Кир? Ты своими руками посадил что-нибудь из этого?»

Кир отвечал: «Ты удивляешься этому, Лисандр? Клянусь тебе Митрою, когда я здоров, я никогда не сажусь за обед, пока не вспотею, занимаясь каким-нибудь военным упражнением или земледельческой работой или вообще над чем-либо усердно трудясь».

При этих словах, как рассказывал Лисандр, он сам подал руку Киру и сказал: «Мне кажется, ты по праву пользуешься счастьем, Кир: ты пользуешься им за то, что ты — хороший человек».
 -----------------------------------------


Объяснение такому поведению царя, которое столь удивляло греков – которые тогда считали работу земледельца занятием низким для царя – находим в заповедях зороастризма, тогдашней религии персов.

«Авеста» - «ВИДЕВДАТ»

 "О Творец телесного мира, праведный! Где этой земле наиболее приятно?"
— И сказал Ахура-Мазда:
"Поистине там, где в наибольшей мере засевая, возделывают хлеба, травы, плодоносящие растения, где обводняют безводное место, где осушают место с избытком воды".

 " Кто радует эту землю величайшей радостью?"
— И сказал Ахура-Мазда:
"Если кто поистине в наибольшей мере засевая, возделывает хлеба, травы, плодоносящие растения, если кто обводняет безводное место, если кто осушает место с избытком воды.

Если кто обрабатывает эту землю, о Спитама-Заратуштра, левой рукой и правой, правой рукой и левой, тогда говорит тому эта земля: "О муж, ты, который будешь меня обрабатывать левой рукой и правой, правой рукой и левой!  Подлинно всегда впредь я буду проходить через страны, подлинно всегда впредь я буду идти, принося [изобилие], чтобы они смогли собирать всевозможные жизненные средства, не говоря об урожае хлеба".


*****************


Т.е. человек, облагораживающий землю, –  праведник. Превращая землю в цветущий сад – он совершает Cвятое дело, он воссоздает на ней истинный образ задуманного Богом идеального мира, который когда-то здесь, на земле, действительно существовал, но который испортил противник бога, злой дух, вторгнувшийся в мир.

В зороастризме это так же находит отражение в том, что все кочевые народы (не обрабатывающие землю) считаются происходящими от Злого духа, либо находящимися под его влиянием. И действительно, какой "парадис" мог быть у кочевников?  Для создания парадиза нужно быть оседлым народом земледельцем, кочевники способны лишь разрушать арийские парадизы.



Но вот пришел кочевник-семит:


Так же очень интересен образ зороастрийского Светлейшего Йимы – первого человека на земле, царя Золотого века человечества, воина, земледельца и, как мы бы сказали теперь, биолога -который собрал в своем закрытом городе-саде  «только лучших людей, лучших животных и лучшие растения, плодоносящие и ароматные», во время его правления  «дэвовское зло» было уничтожено». Он  должен был восприниматься древними персами как пример для подражания, как праведник и царь одновременно.


Tags: Античность, европейский менталитет, история
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments