loreley10 (loreley10) wrote,
loreley10
loreley10

Categories:

Правда о религии в Третьем Рейхе. Часть VI - заключительная

РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС
В ВЕРМАХТЕ, КРИГСМАРИНЕ, ЛЮФТВАФФЕ и SS


В отличие от большевицкого СССР, где Красная армия и флот являлись  партийным войском ВКП(б)-КПСС, и для занятия командного поста непременно требовалось быть коммунистом или комсомольцем, в Третьем Рейхе вооруженные силы рассматривались как национальная армия, военнослужащим которой традиционно запрещалось состоять в какой-либо партии (с середины 1933 года — в единственной партии, НСДАП) и заниматься политической деятельностью.

Партийная принадлежность офицеров и генералов Вермахта была исключительным явлением. Лишь после провала заговора против Гитлера 20 июля 1944 года, который зародился именно в недрах Вермахта, в армии были введены должности политических офицеров, задачей которых был надзор за политической благонадежностью армейских командиров высшего и среднего звена.


Соответственно Вермахт сохранил в своем составе традиционную для всех европейских армий службу военных священников, задачей которой являлось моральное воспитание военнослужащих.

Армейское духовенство постоянно находилось в контакте с солдатами: сопровождало войска в полевых условиях, присутствовало на тренировках и маневрах, посещало раненых и больных в госпиталях и боевые подразделения на передовой. Полевые епископы, старшие капелланы и армейские капелланы носили, как элемент униформы, золотое распятие на цепочке. Деятельность военного духовенства определялась утвержденным в 1929 году Уставом лютеранской и католической военной службы.



Дивизионный капеллан африканского корпуса и фуражка капеллана Вермахта

Влияние христианской религии (обеих конфессий) на военнослужащих было весьма значительным, поскольку Вермахт, как и всякая массовая армия, комплектовавшаяся по призыву, был срезом со всего немецкого общества, которое в целом оставалось религиозным. Характерно, что на пряжках всех солдат и унтер-офицеров Вермахта помещался девиз «С нами Бог» («Gott mit uns»).


Пряжки ремней рядового и унтер-офицерского состава немецкой полиции и Вермахта с надписью «С нами Бог»


Постоянное присутствие духовенства и религиозное воспитание солдат и офицеров положительно сказывалось на моральном облике военнослужащих. Показательно в этом отношении, что количество военных преступлений против гражданского населения, совершенных военнослужащими Вермахта, всегда было значительно ниже, чем в армиях противников Германии, особенно в сравнении с Красной армией.

На оккупированных советских территориях немецкие военные священники нередко принимали на себя обязанности духовного окормления населения при отсутствии местных священников. Такие ситуации были особенно частыми в 1941 году, поскольку к началу войны между Германией и СССР духовенство на территории Советского Союза было практически полностью истреблено НКВД.


Армейский капеллан проводит богослужение на открытом воздухе где-то в России. На его левом рукаве отличительный знак армейских капелланов и полевых епископов — белая повязка с пурпурной полосой и красным крестом

То же самое можно сказать и о другой составляющей германских Вооруженных сил — Военно-Морском флоте или Кригсмарине.

Германское морское офицерство имело старые христианские традиции, вплоть до того, что если на корабле по какой-то причине отсутствовал штатный капеллан, то старшие офицеры корабля проводили церковную службу самостоятельно.
Лютеранские и католические епископы флота работали в тесном сотрудничестве, и их взаимная зависимость друг от друга в корабельной жизни служила своеобразной гарантией от возможности раскола, обусловленного разницей в вероучениях.

После Первой Мировой войны, когда по Версальскому мирному договору Германия лишилась своей военно-морской мощи, число священников флота было резко сокращено всего до шестерых капелланов: четверых лютеран и двоих католиков.
Кроме того, правительство Веймарской республики распорядилось об отмене обязательного присутствия военнослужащих на религиозных службах.


С приходом к власти национал-социалистов ситуация сразу изменилась.
В связи с программой обновления флота, вызвавшей увеличение потребности в священниках, должности капелланов были учреждены на всех кораблях. Там, где не было штатных капелланов, либо моряки посещали гражданские службы в береговых церквях, либо гражданские священники проводили для них службы по согласованному расписанию. В период национал-социализма должности старших капелланов флота занимали капеллан Роннебергер от Лютеранской церкви и капеллан Эстевант — от Католической.


Командующий Кригсмарине гросс-адмирал Рёдер всегда открыто придерживался христианских убеждений и стремился привить их всем своим подчиненным.

Рёдер резко отрицательно относился ко всем попыткам «религиозной реформации» со стороны некоторых представителей партии и эффективно с ними боролся. В своих приказах он подчеркивал: «Религиозная жизнь вооруженных сил будет проходить в соответствии с официальными документами. Я не потерплю никакого отклонения от них, в частности, не допущу чисто декоративного присутствия Церкви с целью произвести впечатление на постороннего наблюдателя... Я также запрещаю участие в “германском религиозном движении”».

Одной из обязанностей корпуса капелланов флота было поддерживать контакт с вдовами павших в бою и с воинами-инвалидами. Каждому из них была направлена написанная капелланом Ронненбергером «Утешительная книга для тех, кто скорбит по павшим». Всем им к праздникам Рождества и по другим памятным случаям рассылались поздравления и подарки.

Флотские церковные организации не только оставались активными, но и выросли по мере роста флота в период Третьего Рейха. Военные капелланы служили везде, где действовал флот — в Германии, на оккупированных территориях, на фронте и на борту всех кораблей. Они несли потери наряду с фронтовиками: пять лютеранских и три католических флотских капеллана пали в морских сражениях.

Рёдер свидетельствует: «1933 год не принес никаких видимых перемен в религиозную практику военно-морского флота или других видов вооруженных сил. Нацистская партия провозгласила «позитивное христианство» в качестве составной части своей программы. Военные капелланы продолжали отправлять свои службы, как и до этого... Я старался поощрять возможно более тесное общение офицеров и слуг Божьих».

Хотя в ВВС Германии — Люфтваффе не было своих военных священников (этот род войск был создан фактически заново в середине 1930-х гг.), но летчики могли отправлять свои религиозные нужды при помощи священников из Вермахта.


ВОЙСКА СС И ХРИСТИАНСТВО

Войска СС были совершенно новым типом вооруженных сил, доселе не существовавшим в Германской армии. СС выделились из рядов НСДАП как своеобразная элита партии, и эта связь с партией наложила свой отпечаток на войска СС.

Вплоть до начала войны СС представляли собой чисто немецкую организацию, состоящую из так называемых Общих СС (Allgemeine-SS) и Войск СС (Waffen-SS).

Изначально в Войсках СС не существовало института военного духовенства, что сильно отличало их от Вермахта и сближало в этом отношении с Красной армией.  Но в отличие от Красной армии в Войсках СС никогда не велось пропаганды безбожия, напротив, подчеркивалась важность сохранения и укрепления веры в Бога.


Показательна в этом отношении брошюра «Тебя зовут СС». Вот лишь несколько цитат из этого издания:

«Вера — священное слово. Поэтому его не стоит употреблять всуе... Вера создает человека, безверие губит его...
Мы не верим в слепую судьбу, управляющую людьми. Однако мы верим в Божественное Провидение, вдохнувшее осмысленность в каждую жизнь, избравшее нас орудием Божественной Воли... Вы сами вольны решать, каким путем пойдете в этой жизни. Вами не управляет слепой рок. Вы выбираете по собственной воле — следуйте наставлению совести, ибо это путь к Богу. Это путь из вечности в вечность...
Никогда не проси награды — трудись во исполнение долга. Тот, кто требует от нас быть добрыми и набожными за серебряники, искушает нас и уводит от Бога. Он посланник дьявола, даже если сулит нам рай».

Столь же показательны и статистические данные, согласно которым в 1940 году 54,2% личного состава СС называли себя протестантами и 23,7% — католиками, т.е. свыше трех четвертей эсэсовцев (на момент 1940 года) называли себя христианами.

Положение дел с институтом военного духовенства в войсках СС начало быстро изменяться после начала Второй Мировой войны, когда германское руководство приняло решение открыть доступ в Войска СС иностранным добровольцам, число которых в конечном итоге составило 37% личного состава всех Войск СС.

Все эти добровольцы — фламандцы, голландцы, итальянцы, норвежцы, датчане, французы, латыши, эстонцы, русские, украинцы, сербы, хорваты и другие не могли представить себе военную службу без священников, поэтому в иностранных соединениях Войск СС был создан институт военного духовенства.


Особенно хорошие отношения складывались у Войск СС с католическими клириками, и это несмотря на то, что в руководстве охранных отрядов имели место негативные оценки Ватикана.


В качестве примера можно привести папского прелата монсеньера Жана графа Майоля де Люпе, окормлявшего французские формирования СС. Он родился в 1873 году, в 16 лет вступил в монашеский орден святого Франциска и, пройдя затем обучение у иезуитов, в 1900 году был рукоположен в священники бенедектинского ордена.

В Первую Мировую войну Майоль пошел военным священником во французскую армию и попал в немецкий плен. Вынесенные из плена впечатления изменили в положительную сторону его отношение к Германии и немцам. Майоль стал капитаном французской армии, затем командором Почетного легиона и, наконец, главным военным священником Иностранного легиона в чине генерала.


После поражения республиканской Франции Майоль стал частым гостем в германском посольстве. В 1941 году как убежденный антикоммунист он пошел военным священником во Французский антибольшевистский добровольческий легион, воевавший на Восточном фронте.
Перед принесением легионом присяги 5 октября 1941 года Майоль отслужил торжественный полевой молебен и, подняв Святые Дары, призвал Божье благословение на добровольцев, как на «защитников христианской цивилизации». В 1944 году священник перешел вместе с уцелевшими легионерами в Войска СС — сначала в бригаду «Франция», а затем в 33-ю войсковую гренадерскую дивизию СС «Карл Великий».

Этот клирик был удостоен чина штурмбанфюрера СС.
Показательно, что де Люпе был близким другом папы Пия
XII и заявлял: «Церковь никогда не осуждала национал-социализм и объединяла нашего святого отца Папу и нашего прославленного фюрера».

Неукоснительно придерживались католической веры и военнослужащие 28-й добровольческой гренадерской дивизии СС «Валлония».
Ее командир — оберштурмбанфюрер Леон Дегрелль, сын католического священника, до войны руководил бельгийской правой партией «Христос Владыка» («
ChristosRex»).

После войны Дегрелль вспоминал: «Я был первым, у кого в Войсках СС был католический священник. Позднее священники различных вероисповеданий имелись у всех».

Слова Дегрелля подтверждаются и мемуарами легендарного диверсанта Отто Скорцени: «Наверное, некоторых удивит тот факт, что в войсках СС царила свобода совести. В наших рядах были и агностики, и протестанты, и католики».




Католическое богослужение в полевых условиях на Восточном фронте. 1943 год.

В 14-й украинской дивизии Войск СС «религиозным командиром» был униатский священник отец Василий Лаба, а духовником украинских подразделений, входящих в состав 5-й танковой дивизии «Викинг», был назначен отец Юлиан Габрусевич.

Соответственно, у скандинавских и североевропейских частей Войск СС были протестантские пасторы, а в 29-й дивизии и других русских частях и подразделениях СС — православные священники.

Так, в 1-й Русской Национальной бригаде СС священником был отец Гермоген Кивачук (из Русской Православной Церкви Заграницей), незадолго до войны окончивший богословский факультет Варшавского университета.


Можно также привести свидетельство православного священника отца Никифора (фон Рихтер-Меллина) о том, как он в ходе Второй Мировой войны лично крестил 45 немецких военнослужащих, в том числе и эсэсовцев.

По воспоминаниям другого православного клирика — архимандрита РПЦЗ Нектария (Чернобыля), солдаты Войск СС лояльно относились к православию. В своих мемуарах этот пастырь приводит произошедший с ним в оккупации случай:


«Однажды эсэсовцы схватили меня, приняв из-за моей бороды за еврея, и хотели тут же расстрелять.
К счастью, при мне оказалась справка, выданная мне в Харькове местным архиереем, о том, что я служу псаломщиком».

О том, что высокопоставленные эсэсовцы нередко оказывали православным помощь, свидетельствует протоиерей Александр Киселев, военный священник Русской Освободительной Армии (РОА). Он вспоминает, что в Нюрнберге некий офицер СС помог ему организовать курсы православных проповедников.

Таким образом, никакого антагонизма СС с христианством не было, да и быть не могло, т.к. будучи зависимы в своей деятельности от НСДАП охранные отряды обязаны были следовать партийным установкам в отношении христианства и христианских конфессий, а эти установки были более чем дружелюбными к христианству.
Поэтому вовсе не случайно перед окончанием войны Ватикан предпринял действенные меры по спасению высокопоставленных эсэсовских чинов (как немцев, так и представителей других наций) от расправы и мести со стороны союзников.


В целом же, если к СС и нельзя в полной мере приложить термин «христолюбивое воинство», то во всяком случае они разительно отличались от богоборческого войска СССР — антихристовой Красной армии своим уважительным отношением к вере и христианской Церкви и стремлением вести войну в соответствии с законами и обычаями, принятыми в христианских государствах.


Христианские кресты (?) на могилах эсэсовцев


Часть 1 ДУХОВНЫЙ МИР АДОЛЬФА ГИТЛЕРА

Часть 2  ДУХОВНЫЙ МИР АДОЛЬФА ГИТЛЕРА

Часть 3 ОТНОШЕНИЯ НСДАПС КАТОЛИКАМИ И ПРОТЕСТАНТАМИ

Часть 4 РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРАВОСЛАВИЮ

Часть 5 ОТНОШЕНИЕ НСДАП К ИУДАИЗМУ, СЕКТАНТСТВУ И ДРУГИМ ФОРМАМ РЕЛИГИИ

Часть 6 РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС В ВЕРМАХТЕ, КРИГСМАРИНЕ, ЛЮФТВАФФЕ и СС

Tags: европейский менталитет, правда о второй мировой, расовая теория
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Совково-православное мировоззрение

    В этом нет никакого логического противоречия. Существо, приблизительно, 1960-х годов выпуска. Т.е., когда ему было года 3-4, весь его мирок…

  • Религия и Государство

    Существует христианский миф о том, что Рим "разложился морально" после чего был в прямом и переносном смысле, разрушен ордами варваров и…

  • Учебник для SS

    Враги национал-социалистического мировоззрения и их доктрина о равенстве людей. Расовая политика SS-Hauptamt (1943) - Главное управление SS…

  • Гитлер, Спарта, Ликург, Аполлон и античность.

    Однажды я набрался смелости и спросил Гитлера: «Мой фюрер! Кто же вы на самом деле? Откройте мне вашу тайну». Гитлер улыбнулся и…

  • Реальное обвинение против евреев - 2

    часть первая От комиссариата к язычникам. Пропаганда - как полноценная война. Вы, христиане, скулите и жалуетесь на влияние евреев в вашей…

  • ДЕМОН ИЗ ПУСТЫНИ

    Яхве, бог евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Яхве, богу нашему. (с) Библия, Исход 3:18.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments