loreley10 (loreley10) wrote,
loreley10
loreley10

Categories:

Предание о Победе



*Кшатрии – воины.  Царь – всегда воин.

«Прославленная, рожденная в знатном роду, была некогда женщина по имени Видура. Хитроумная и вспыльчивая, она отличалась щедростью, была прозорлива и предана закону кшатриев...

Справедливая Видура укоряла однажды родного своего сына, который, потерпев поражение от царя страны Синдху и утратив свое наследственное царство, —  лежал, приуныв душою.

И она говорила сыну, который не вызывал у нее радости, не знал закона, но зато (своим поведением) увеличивал радость врагов:

"Видно, не мной и не отцом ты рожден. Откуда ты только взялся? Лишенный гнева, ты не можешь считаться мужчиной... Пока ты жив, не поддавайся отчаянию, а продолжай нести бремя своих обязанностей ради своего собственного счастья! Не покрывай позором душу свою. Не дозволяй ей довольствоваться малым!.. Вставай же, о ничтожный трус! Нечего тебе лежать, после того как потерпел поражение!

Этим ты только радуешь всех своих врагов, ввергаешь в печаль друзей своих и теряешь чувство чести! Лучше погибнуть при попытке вырвать ядовитый зуб у врага, чем умереть жалкой смертью, как собака!

 Проявляй свою доблесть, даже с опасностью для жизни! Бесстрашно высматривай слабые места у врага, как ястреб, парящий кругами в воздухе, то издавая крик, то без единого звука.  Вспыхни хоть на мгновение, ярким пламенем, но никогда не тлей, как рисовая шелуха, из одного желания продлить свою жизнь, хотя бы и прозябая, как ворона!

Лучше пылать недолгий миг, чем тлеть вечно и  коптить дымом!.. Радея так, как ты это делаешь, об обязанностях своей касты, зачем ты  вообще живешь?..

Да не родится ни в одном царском дому сына, подобного ослице - мягкого по своим действиям и свирепого лишь по крику.

Если кто сам падает или тонет, следует ему хватать врага за бедра и таким образом погибнуть вместе с ним. Если даже у кого и подрезан самый корень, то все же он никак не должен поддаваться отчаянию. Горячие кони напрягают всю свою мощь, чтобы везти тяжелую кладь. Помня об их поведении, напряги всю свою силу и призови чувство чести! Знай также, в чем состоит твое мужество!

Напряги же силы, чтобы возвысить род свой, утопающий только из-за тебя самого!

О, пусть ни одна женщина не произведет на свет подобного тебе сына, который лишен гнева, смелости и отваги, и который радует врагов!  Гори, проявляя до крайних пределов свою доблесть! Убей своих врагов! Вспыхни над головами недругов хотя бы на минуту или даже на одно мгновение!

Лишь тот настоящий мужчина, кто умеет до поры скрывать свой гнев, но не прощает обиды.
Тот же, напротив, кто прощает и лишен гнева
, тот ни мужчина и ни женщина! (т.е. евнух)

Удовлетворенность малым и жалость, а также другие два порока — отсутствие усилий и страхгубят победу.

Тот, кто не прилагает усилий, не достигает высокого положения.
Поэтому избавь сам себя от этих пороков, ведущих к поражению и падению.

Сделай сердце свое подобным железу и стремись вернуть принадлежащее тебе...
Ведь того кшатрия, который, желая сохранить жизнь, не проявляет свою скрытую мощь по мере сил своих и отваги, того считают вором (т.е. незаконно присвоившим себе звание кшатрия)...

Ты по имени зовешься Санджая (Победоносный). Но я не вижу такого признака в тебе!"

Сын сказал:

 "О моя безжалостная, гневная мать, столь враждебно настроенная, сердце твое словно сделано из твердой стали! О позор обычаю кшатриев, если ты — словно чужому, — говоришь мне, твоему единственному сыну, подобные речи! Если я тебе безразличен, то что за нужда тебе во всей земле, какая польза тебе от носимых украшений, какая польза от удовольствий и даже от самой жизни?"

Мать сказала:

 "Все начинания мудрых, о сын мой, обусловлены законом и выгодой. Сейчас наступило подходящее время, чтобы проявить тебе свою отвагу. А если тебя коснется бесчестье, но я из любви не смогу сказать тебе (в упрек) ничего, о Санджая, то такое чувство мое, глупое и никчемное, назовут любовью ослицы к своему детищу...

Кшатрий, о Санджая, создан в этом мире для битвы и для победы.
Его обязанность состоит в делах жестоких,
в постоянной защите подданных!

Побеждает ли он (в битве) или же гибнет в битве, он все равно достигает царства Индры (т.е. небесного рая).

Пылая гневом, герой, полный решимости, даже потерпев не раз поражение, должен быть готов вновь и вновь выступить против врагов с желанием победить их. Без того, чтобы пожертвовать собственной жизнью или же сокрушить врагов своих, каким же иным способом может быть достигнуто успокоение его душе?

Верховная власть подобна вратам рая или же подобна амрите. Убей врагов своих в битве, о царь!
Ведь я знаю, в чем извечная сущность достоинств кшатрия, о чем говорилось еще древними и более древними, а также теми, кто пришел уже позже, и позднейшими.

Тот, кто в этом мире родился в высоком роду, как кшатрий, и знает об обязанностях кшатриев,— тот никогда из боязни или ради средств существования не склонится ни перед кем на земле.

Пусть он стоит только прямо и пусть никогда не склоняется, ибо в непреклонном усилии и состоит мужественность.
Пусть он скорее сломится неожиданно, но пусть ни перед кем в этом мире не склоняется!
Он должен преклоняться только перед брахманами и только ради закона!

Пусть он властвует над другими кастами, уничтожая всех злодеев!
С союзниками или без союзников, пусть он будет таким, пока он живет!"

Сын сказал:

"Без денег и без союзников откуда у меня, в самом деле, может быть победа?
Сознавая сам столь горестное положение свое, я отвратил мысли свои от царства...
Поэтому, если ты, о наделенная зрелой мудростью, усматриваешь какое-нибудь подходящее средство, то скажи о нем мне подробно, коль я спрашиваю тебя, — и я сделаю все, как ты мне повелишь".

Мать сказала:

ын мой, не следует унижать душу свою из-за прежних неудач! Ведь одни цели, еще не достигнутые, бывают достигнуты, в то время как другие, будучи достигнуты, в дальнейшем утрачиваются. Осуществление цели не должно предприниматься под влиянием гнева или большой глупости.

Во всех действиях, о сын мой, достижение успеха всегда неопределенно.

Но зная, что успех неопределенен, мудрые люди  все же приступают к делам, хотя от них иногда бывает успех, а иногда не бывает.

Те же, которые не предпринимают никаких действий, никогда не имеют успеха!


Подумав "сделаю так!"— и приняв решение, следует постоянно, без колебаний прилагать усилия, бодрствовать и проявлять готовность в делах, направленных к преуспеянию.
Выполнив сначала благоприятствующие обряды, мудрый царь в сообществе с богами и брахманами вскоре добивается успехов, о сын! Богиня счастья поворачивается к нему лицом, как солнце к востоку...

Если враг узнает, что его противник готов пренебречь даже жизнью своею, тогда он будет бояться его, словно змеи, заползшей в дом его.

Зная же, что враг отличается силой, его противник не станет подчинять его своей власти, но (сначала) попытается расположить его увещеваниями, дарами и подобными средствами. Это, в конце концов, и приведет к подчинению врага.

Эта передышка во времени, когда враг будет умасливать тебя дарами, обеспечит тебе рост богатства. А ведь того, кто обладает богатством, чтут друзья и ищут у него прибежища. Того же, напротив, кто лишен богатства, о сын мой, покидают его друзья и родственники; даже они не ищут у него покровительства и презирают такого...

(А ты) Привлекай на свою сторону разгневанных, жадных, обессиленных, униженных и пренебрегаемых твоими врагами и тех, кто из гордости рвется бросить им вызов.
Этим способом ты сможешь разбить могучие полчища врагов, как мощным порывом стремительно поднявшийся ветер рассеивает тучи.

Давай им вперед пищу и жалованье, будь бодрым и деятельным и всегда сладкоречивым. И они тогда будут делать угодное тебе и будут тебя ставить во главе.

В каком бы бедственном положении царь ни оказался, он никогда не должен поддаваться страху!

Даже если сердце его разрывается от страха, он не должен себя вести, как испуганный.

Ибо при виде царя, терзаемого страхом, все разобщается — и царство, и войско, а советники теряют разум. Одни принимают сторону врага, а другие и вовсе покидают своего повелителя. Иные же, что были прежде унижены, пытаются ударить (царя) снова. Близкие же и верные друзья царя оказываются бессильны ему помочь.

Даже у тебя все еще есть немало друзей, которых ты раньше почитал. Эти чтимые тобою друзья относятся с сочувствием к твоему царствованию и хотят взять на себя часть бедствий, испытываемых царем.
Не отпугивай этих друзей! И не допускай, чтобы при виде тебя, напуганного, они покидали тебя!

Желая испытать твою силу, мужество и ум твой, я говорю тебе все это, чтобы поощрить тебя, как сильный — слабого.

Если ты понимаешь это, если я говорю верно, то сделай себя суровым и восстань для победы!

Есть еще у тебя, не одна сотня друзей, готовых делить с тобой и радость, и горе, достойных, о герой, многих сотен настоящих храбрецов и не отвращающихся от битвы. Ведь союзники, подобные этим, способные сокрушать врагов, играют роль верных советников для человека, желающего собственного благополучия и стремящегося хоть немного возвыситься!»

Сын сказал:

«Получив поддержку от союзников, я соберусь с силами для обуздания врагов моих и достижения победы!»

***
Уязвленный стрелами слов своей матери, сын воспрянул, словно добрый конь, и исполнил все так, как наставляла его мать.

Когда царь удручен врагами и впал в отчаяние, его советник должен рассказывать ему это превосходное, страшное предание, которое возбуждает пыл и усиливает внутреннюю мощь.

Предание это называется "Победа" ("джая"). И его должен выслушивать всякий, кто желает победить."



(с) Махабхарата
(здесь текст полностью)

 
Tags: Античность, европейский менталитет, теология, язычество
Subscribe

Posts from This Journal “европейский менталитет” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment