loreley10 (loreley10) wrote,
loreley10
loreley10

Category:

Ибо в Вавилоне царя поджидает смерть…

Знания шумеров, халдеев, Александр Македонский и вавилонские астрономические дневники.



(по работам Диодора, Плиния, материалам Jona Lendering (Freie Universität Amsterdam), livius.org «Астрономические дневники»,  + моим небольшим заметкам)




"Кроме того, они также предсказывают человеку, что случится с ним,
и с такой точностью, что те, кто испытывал их, восхищались их мастерству
и полагали, что подобное превышает человеческие возможности".

Диодор,  "Историческая библиотека", книга 2,ч.29-31, о халдеях.





Одним из самых замечательных текстов древней Месопотамии является каталог знамений, известный как «Энума Ану Энлиль».

Астрономия, в той или иной форме, появилась в шумерский период, в III тысячелетии до н. э.

К середине II тысячелетия до н.э. накопленные астрономические знания, а так же приметы и знамения, были собраны в энциклопедию, всеобъемлющий справочный труд, известный как «Энума Ану Энлиль», т.е. «Когда Ану и Энлиль» или, если дословно, «Когда Небо и Ветер».

Это 70 клинописных табличек, содержащих 7000 небесных, и не только небесных,  знамений. Тексты того времени вероятно опирались и на устную традицию, о происхождении и содержании которой, увы, теперь можно только догадываться.

Однако, совершенно ясно,  авторы этих табличек считали, что Боги, посредством планет, звезд и различных явлений, дают людям на земле предзнаменования будущих событий.


«Энума Ану Энлиль»  в своей канонической форме был составлен в период 16–12  веков до н.э., но уже и в древневавилонский период (20–16 век. до н.э.) существовал его прототип.
Считается, что копии некоторых табличек этого сборника попали даже в Индию, примерно в 4-3 веках до н.э. (Но ради полноты картины нужно отметить, что есть ученые, которые совершенно отрицают влияние вавилонской астрономии на индийскую)

(Звездная планисфера, найдена в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (правил 668-627 до н.э.) в Ниневии.)

Плиний в своей «Естественной истории» пишет о еще большей их древности, чем 2 000 лет:

«Эпиген, наиболее авторитетный автор, учит, что у вавилонян наблюдения за движениями звёзд сохранялись на обожжённых глиняных табличках в течение 720 000 лет.
Однако, Беросс и Критодем приводят более короткий период в 490 000 лет.
Тем не менее, несмотря на это несогласие, бесспорно то, что письменное знание очень и очень древнее».






Боги разговаривают с людьми с помощью знамений и можно сказать, что «Энума Ану Энлиль» это толковый словарь их языка, который переводит с божественного языка на человеческий,  например:

«Если в месяце Аджару во время вечерней стражи затмевается луна, то царь умрет. Сыновья царя будут соперничать за престол своего отца, но не сядут на него». (табл. 17.2)

Интересно то, что эти предсказания, в отличие от гороскопов в современных журналах, не были придуманы шарлатанами.

 Хотя основополагающую идею языческих религий, - что Боги используют планеты и звезды, чтобы показать нам будущее,-  современные ученые отвергают, но парадокс заключается в том, что в отличие от современных нам авраамических религий бездумной веры,  - месопотамские астрономы-язычники для своих религиозных выводов применяли чисто научный метод, основанный на реальном опыте, наблюдениях за мирозданием и действительностью.


(Астрономический текст, в котором упоминается комета Галлея)

Они постоянно наблюдали за небом, они веками, или даже тысячелетиями, скрупулезно собирали данные, чтобы обнаружить закономерности и связи между событиями на небе и событиями на земле, и предупреждали, когда считали, что произойдет что-то плохое.

Астрономы Шумера, а затем перенявшие у них эстафету, астрономы Ассирии и Вавилона, которых обычно называют халдеями, являются отцами научных методов и дисциплин астрономии и даже историографии.

Язычники-халдеи установили правила для научных доказательств. Их метод идентичен методу современной науки.



(Реконструкция Вавилона времен VI века до н.э. при Навуходоносоре II, т.е. до завоевания его персами. (на заднем плане, справа, башня Бела или Этеменанки)


Кроме «Энума Ану Энлиль»  есть и другие источники подобного рода, дошедшие до нашего времени. Например, «Вавилонские астрономические дневники».
Самая старая запись там от 652/651 года до н.э.; самая последняя  61/60 г. до н. э.
Но даже этого периода достаточно, чтобы признать деятельность халдеев самой продолжительной научной программой за всю историю человечества.


Первым этапом халдейского научного метода была запись небесных явлений и их соотнесение с важными политическими событиями.  «Вавилонские астрономические дневники» представляют именно это.
Один дневник посвящен шести месяцам, каждый из месяцев разделен на две половины.

Перед нами астрономические наблюдения, идущие  изо дня в день.
Мы узнаем о положениях Луны, затмениях, солнцестояниях, равноденствиях и положениях планет. Также отмечается восход и заход Сириуса. Иногда наблюдатель честно замечает: «Небо было затянуто облаками», «Я не смотрел». Табличка всегда заканчивается кратким резюме.




Здесь мы находим и запись явлений, которые считались предсказанными небесными знамениями:  уровень воды рек, цены на товары (ячмень, финики, горчицу, кунжут, шерсть, итд,) и политические события в мире.



Но  для нашей темы особенно интересна табличка рассказывающая о битве при Гавгамелах, 1 октября 331 года,

в которой Александр Македонский победил своего противника, царя персов,  Дария III, и завоевал Месопотамию.


«5й год Арташаты, которого зовут Дарий, 6-й месяц (т.е. месяц Улулу)».

Затем автор описывает небесные знамения, которые были очень внушительными:


«День 13: Закат Солнца до восхода луны: 8 градусов. Произошло лунное затмение.
Его полнота была достигнута в момент захода Юпитера и восхода Сатурна.
В этот момент во всю мощь дул западный ветер, во время прояснения  восточный ветер. Во время затмения были случаи смерти и чумы.


День 14: Весь день на небе были облака.

День 15: Закат до восхода луны: 16 градусов. В небе были облака. Луна была на 3 и 2 / 3 локтей ниже (звезды) Альфа Овна, пройдя на восток. Вспыхнул метеор, его свет был виден и на земле; очень пасмурно, сверкнула молния».


Это лунное затмение, случившееся незадолго до битвы при Гавгамеле,  также известно из греческих и римских источников, в которых упоминается, что Александр приносил жертвы Солнцу, Луне и Земле (это, между прочим, доказывает: македонский царь знал, что именно вызывает затмение).



(Как мы увидим ниже, об этом затмении можно сказать гораздо больше!)

Затем в табличке идет описание событий за весь месяц, которые были предсказаны знамениями: уровень воды Евфрата, цены на товары:

«В этом месяце эквивалент 1 шекеля серебра был: ячмень (текст не сохранился…) кур; горчица, 3 кур, в конце месяца (…); кунжут, 1 пан, 5 мин. В то время Юпитер был в Скорпионе; Венера была во Льве, в конце месяца в Деве; Сатурн был в Рыбах; Закатные Меркурий и Марс не были видны. В этом месяце уровень реки был(….)»




 И, разумеется, политические новости и события, в стране и мире, -   решающая битва между Македонией и Персидской империей!

Количество войск Дария III превосходило войско Александра минимум в 5 раз.




Тут надо отметить, что для вавилонян персы были не просто давними оккупантами, которые захватили Вавилонию и насаждали свои политические порядки, но, что важнее, персы насаждали свои порядки религиозные, доходя и до разрушения вавилонских святынь и храмов Богов.

Итак:

«11 числа того месяца в лагере царя (Дария) была паника.

Македонцы расположились станом перед царем.

Утром 24-го (1 октября) царь мира (Александр) поднял знамя и атаковал.


Друг с другом они сражались и нанесли тяжелое поражение войскам царя (Дария), которое он (Александр) нанес.
Царь (Дарий), его войска покинули его, и ушли в свои города. Они бежали на восток
».





Каким бы поразительным ни выглядел исход битвы при Гавгамелах, - он не мог удивить ни одного ученого халдея.

Потому что значение того, сентябрьского затмения Луны,  было давно описано в сборнике «Энума Ану Энлиль»!


Вот объяснение оттуда:


«Если 13-го или 14-го числа месяца Улулу луна темная, часы проходят, и темно; черты ее темны, как лазурит; она закрыта до центра;  когда ее западный квадрант закрывается - дует западный ветер; небо темное; его свет закрыт (облаками).

То значение этого таково: сын царя очистится для престола, но престола не займет.

Захватчик придет с князьями запада.


Восемь лет он будет царствовать.

Он победит враждебную ему армию. На его пути будет изобилие и богатство. Он будет постоянно преследовать своих врагов и его удача не закончится»
.
(29 таблица)



Помощь в расшифровке есть и в другом  сборнике, известном как Summa Sin ina tamartisu ( «Если Луна при своем появлении»).


Затмение Луны 13-го числа несет зло Аккаду (= Вавилонии), но месяц Улулу означал зло для Элама (= Персии).
Западный ветер в начале затмения означает, что гибель придет с запада.
Видимость Сатурна,  «великого вредителя»,  во время затмения, добавила важности этому предзнаменованию: Юпитер, который мог бы нейтрализовать его зашел, а Сатурн поднялся.

При нормальных обстоятельствах халдеи посоветовали бы своему царю принести жертвы, которые могли бы предотвратить опасность. Действительно, один из источников, Квинт Курций Руф , сообщает, что Дарий совершал какие-то дополнительные ритуалы в ночь перед битвой.
Но какие это были ритуалы, персидские или вавилонские – неизвестно.  Думается, вряд ли вавилоняне, а тем более халдеи, желали победы персам  и вряд ли бы они дали эффективный и действенный совет по нейтрализации дурного знамения персидскому царю, главе врагов их религии. Да и стал бы  "правоверный царь" следовать их советам?

Если принять во внимание, что вавилонская логика предсказаний проникла в Индию, или же индийская развивалась с ней параллельно, но в одном ключе, то есть и такой отрывок  из «Брихат самхиты», весьма подходящий к случаю лунного знамения, относящегося к категории "небесных".

«Земные знамения можно предотвратить  посредством искупительных обрядов.
Воздушные знамения можно посредством искупительных обрядов смягчить.

В то время как небесные знамения, по мнению некоторых, не могут быть ничем успокоены».

Конечно это  противостояние между Элладой и Персией было и религиозной войной.

И Египет, и Вавилония встречали Александра, в том числе, и как освободителя от "богампротивной" власти персов.

(Вообще,  единственный народ и религия, к которой персидские цари питали неизменную любовь и слабость – это иудаизм и иудеи, например, смотри: 1 , 2 , 3 .)

Что же касается греков, то и они  помнили, как персы не просто грабили, а сознательно разрушали и сжигали храмы Богов в Греции.
Знаменитое сожжение Александром и его друзьями Персеполя, столицы Персидской империи, было в первую очередь актом священного возмездия персам за их глумления над Богами, за разрушение храмов, за их святотатства.


Сожжение Александром Персеполя.

«…кто-то закричал, что он поведет всех, и стал распоряжаться, чтобы зажгли факелы и шли отомстить за беззакония, совершенные в эллинских святынях!

Его одобрили, но сказали, что совершить такое дело подобает только Александру.
Царя воодушевили эти слова;
….Зачинщицей всего была гетера Фаида. Она после царя первая метнула во дворец зажженный факел; то же самое сделали и другие, а скоро дворец и все вокруг было охвачено огромным пламенем.
Самое удивительное, что за кощунство, совершенное Ксерксом, царем персидским, на афинском акрополе, отплатила той же монетой много лет спустя женщина, согражданка тех, кто был обижен еще в детстве»
. (с)Диодор Сицилийский. (так же и далее)




Но вот,  в 323 году до н.э., вернувшись из индийского похода, Александр направился к Вавилону. И там его ждало очень странное известие.


«Когда он (Александр) был в 30 стадиях от Вавилона, он встретил так называемых халдеев. Они пользовались великой славой как знатоки астрологии, и вековые наблюдения выучили их предсказывать будущее.

Выбрав из своей среды наиболее пожилых и наиболее сведущих, они поручили им, узнав по звездам, что в Вавилоне царя ожидает Смерть, предупредить его о грозящей опасности и посоветовать ему никоим образом не входить в город.

Он может избежать беды, если восстановит памятник богу Белу, уничтоженный персами, и минует город (не входя в Вавилон).

Александр, выслушав от Неарха о предсказании халдеев, испугался; чем больше думал он о мудрости и славе этих людей, тем больше росло его смятение. Наконец он отослал многих друзей в город, а сам обогнул Вавилон по другой дороге и стал лагерем в 200 стадиях от него.

Все были изумлены, и к нему явилось много эллинов, в том числе и философ Анаксарх,со своими последователями (т.е. школа Демокрита, по современному можно сказать, что это были философы-физики).

Узнав, почему царь не прибыл в Вавилон, они пустили в ход все философские рассуждения и настолько переубедили царя, что он преисполнился презрения ко всякой мантике (предсказаниям и дивинации), особенно же к той, которую так ценили халдеи (т.е. к предсказаниям по звездам).

Поэтому царь, исцеленный философскими рассуждениями от душевной раны, двинулся с войском в Вавилон.
Население, как и раньше, радушно приняло солдат, и все предались отдыху и наслаждениям, так как всяких припасов было в изобилии.

Все это произошло в этом году." (т.е. в год смерти Александра в Вавилоне).

Диодор "Историческая библиотека".


«Александр Македонский вступает в Вавилон», картина Шарля Лебрёна


Далее:

«…царь предался отдыху и празднествам.
Казалось, он находился тогда на вершине могущества и счастья, но судьба укоротила ему срок жизни, даваемый природой.

Сразу же божество послало знамение, предвещавшее его кончину; случилось ещё много необычайных знамений и предвещаний.

Однажды, когда царь умащался (царская одежда и диадема лежали на троне), какой-то колодник из местных жителей освободился от оков и, не замеченный стражей, беспрепятственно вошёл во дворец.  Подойдя к трону, он надел царскую одежду, возложил на себя диадему и спокойно уселся на троне.

Царь, увидя это, поражённый таким необычайным явлением, подошёл к трону и спокойно, не показывая удивления, спросил сидевшего: кто он и зачем так поступил?  Тот ответил, что он решительно ничего не знает*.

Спросили об этом знамении гадателей; те ответили, что, по их мнению, этого человека надо убить, чтобы злое предзнаменование* осуществилось на нем*. Царь же, взяв свою одежду, принёс её в жертву богам, отвращающим беды.

Он был очень обеспокоен; вспомнил предсказание халдеев: бранил философов, убедивших его вступить в Вавилон, восхищался искусством халдеев и мудростью их; вообще поносил всех, кто своей болтовней думает обмануть силу судьбы*».

*он решительно ничего не знает -  по сообщению других источников этот преступник был невменяем, по другим , его стали пытать, выспрашивая, как он освободился из тюрьмы, как он прошел незамеченным во дворец, как он оказался в тронном зале, ит.д., но ничего не добились.
*злое предзнаменование* - чужой человек занял трон царя и был коронован. Значение: скоро будет на троне новый царь, значит царь, в данном случае Александр, умрет. Ср. европейское «Король умер. Да здравствует король!».
*осуществилось на нем* -  Чтобы царь действительно умер, но этот, фальшивый, а не Александр.
*кто своей болтовней думает обмануть силу судьбы – т.е. демагоги и греческие философы, которые убеждали его не верить халдеям.


Предположение Лендеринга, что эти «гадатели» и были сами халдеи, а греки-де просто не поняли ритуала «подмены царя» - абсолютно смехотворно и несостоятельно.  Без всякого преувеличения, но всему античному миру был известен ритуал «козла отпущения» и подмены жертвы, это была (и есть!) банальная вещь. Вплоть до русского «На свою голову каркаешь!».
 Халдеев, тот же Диодор в процитированном отрывке, упоминает отдельно, намеренно выделяя их в особую касту и называет их всегда халдеями, а не просто предсказателями, мантиками или гадателями.

В свите Александра были свои, греческие предсказатели, например, такая легендарная личность, как прорицатель Аристандр Телмесский, который тоже предсказал Александру победу при Гавгамелах, но не халдейским, по движению звезд и планет, а авгурическим способом, по полету орла.



 Итак, как бы там ни было, но в 323 году, Александр вдруг лихорадочно начал восстановительные работы в святилище Бела, известном как Этеменанки, - но тщетно.

Александр не выполнил главного условия – он вошел в Вавилон. Туда, где его поджидала смерть.

«Царь мира» умер в Вавилоне, 11 июня 323 года.


Надо еще отметить, что тот самый восьмилетний период удачи «западного захватчика», - закончился в том же 323 году.


 Шумеро-вавилонская модель устройства мироздания, парадоксальным образом,  подтвердилась.




-------------------------------------------------------------




ещё по этой теме:

НАУКА ПРЕДСКАЗАНИЙ ПО ЗНАМЕНИЯМ


НАУКА ПРЕДСКАЗАНИЙ ПО ЗНАМЕНИЯМ - II






Tags: Античность, дивинация, история, теология, язычество
Subscribe

Posts from This Journal “дивинация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments