loreley10 (loreley10) wrote,
loreley10
loreley10

Category:

Юпитер и опиум для асуров.

"В образе странников всяких нередко и вечные боги
По городам нашим бродят, различнейший вид принимая,
И наблюдают и гордость людей и их справедливость".

Гомер, "Одиссея".


Священная история четверга
(Гурувар врата катха - Врата катха для Юпитера. Индия)



Брихаспати выходит из дворца Индры



«Когда-то давно жил один богатый человек. У него были деньги и большой дом.
Однажды садху
(странствующий аскет) пришел к нему домой. Богач был в отъезде. Его жена была занята какой-то работой по дому.

Нищий аскет сказал: «О, добрая госпожа, я голоден. Ты дашь мне что-нибудь поесть?»
Женщина ответила ему: «Сегодня четверг. Я занята уборкой дома. Мне некогда. Приходи в другой день, когда я буду свободна».
Нищий ушел с пустыми руками.

В следующий четверг он снова посетил ее дом и сказал: «Добрая госпожа, я голоден. Ты дашь мне что-нибудь поесть?»
Женщина сказала: «Я купаю внука. У меня много хлопот по дому. Нет у меня свободного времени. Приходи в другой день».

Нищий ушел с пустыми руками. Он посетил ее дом в третий раз.
Она повторила свои слова и сказала:
«Ну почему ты всегда приходишь, когда я занята? Что ты за глупый человек!».

Нищий смиренно ответил: «А ты дашь мне поесть, если освободишься?»


Женщина сказала: «Конечно, я дам тебе поесть, если освобожусь. Но дело в том, что я всегда занята. Большое хозяйство, дети и деньги требуют постоянных забот. Я изнемогаю от них. Богатство это наказание. Пропади оно пропадом».

Нищий возразил:
«Странные слова ты говоришь, госпожа. Каждый человек хочет иметь богатство и потомство. Даже грешник хочет, чтобы у него был сын и хоть немного денег. Если у вас есть излишек денег, то используй его для благих дел, корми голодных, устраивай браки бедных девушек, давай им приданое из твоих средств, рой колодцы для жаждущих, строй жилища для паломников. Есть бессчётное количество благих дел, которые обеспечат тебе счастье и в этом мире, и на небесах».

«Да зачем тогда богатство, если оно требует стольких забот? У меня нет ни времени, ни желания разбираться, кому что давать, надо ли давать и сколько давать», - возмутилась хозяйка, - «Есть ли другой способ для меня, более легкий? Есть ли выход для меня, чтобы освободиться? Укажи мне путь».

Нищий улыбнулся и сказал: «Да, для тебя выход есть».
«Какой?» - спросила женщина.

Нищий сказал: «По четвергам вставай поздно. Не мой кухню перед приготовлением пищи. Мой волосы по четвергам и стирай по четвергам одежду. А твой муж пусть по четвергам бреется».

Женщина восприняла совет нищего как забавное занятие, так же как и ее муж. Они стали поступать так, как нищий посоветовал.  И очень быстро их семья разорилась до такой степени, что они вынуждены были побираться.

Нищий снова пришел к ней и попросил милостыню.
«Добрая госпожа, у тебя есть свободное время? Дай мне поесть».

Женщина ответила, искренне страдая: «Да, я свободна. Но мы очень обеднели. У нас не хватает еды даже для себя. Мне нечего тебе подать».

«Когда я в последний раз посещал тебя, ты ничего не дала под предлогом, что очень занята. Сегодня ты свободна, но все равно ничего мне не даешь. Думаю, ты изначально ничего мне давать не хотела», - сказал нищий... и исчез.

Женщина и ее муж поняли, что это был не кто иной, как Господь Брихаспати (Юпитер).
С тех пор они по четвергам стали регулярно проводить пуджи (приношения еды/пир) Юпитеру, предлагая ему, в меру своих скудных возможностей, желтые цветы, воду, желтый горох и желтые сладости (в оригинале: неочищенный тростниковый сахар "гур").  Этой скромной едой они делились с соседями.

Юпитер благословил их, вскоре семья снова разбогатела и стала использовать свое богатство теперь уже не только для себя, но и для благих дел (в оригинале: для благоустройства дорог и рытья общественных колодцев в своей родной деревне), они жили долго и счастливо, а после смерти попали на небеса, в рай, к Юпитеру".





_________________________________________________




Эта священная история четверга (как и другие катхи), как и вся исконная религия Вед, проводит одну и ту же мысль - жертвоприношение богам, как способность поделиться чем-то хорошим с другими, - является источником получения всех благ.

Собственно, сама катха (я поместила ее в сокращении) несколько раз описывает систему пуджи Юпитеру, что для этого нужно, что делать и когда.
Сам Юпитер, выглядящий как изможденный аскет "Ты мне поесть дашь или нет?" - это Юпитер самой этой женщины и их семьи. Юпитер отвечает за богатство, ритуалы и мораль, его изможденный вид говорит о том, что счастье этой семьи находится на грани крушения.

Характерно, что оскорбленный Юпитер советует упрямице способ "как освободиться от забот и от богатства", т.е. от самого Юпитера, - в пародийной на буддизм (или христианство) манере, как достичь "мокши", т.е. "освождения" -- "блаженны бедные", "отрешись от мира", "страдания оне душу совершенствуют" ит.п.  Об этом подробнее будет ниже.

В одном из вариантов этой истории, "освободившаяся от богатства" -  просто умерла от голода, так ничего и не поняв, ни в какой рай она не попала, и все исправляет ее муж, понявший Юпитера правильно - т.е. он начал соблюдать ритуал.





Вот история из Падма-пураны, явно направленная на критику буддизма и джайнизма или любых других подобных учений, где единобожие, отказ от жертвоприношений и ритуалов богам, аскеза, уход от мира, монашество - представленны как "подрывное учение", которое вредит даже могучим асурам - врагам богов, (что уж говорить о людях!).



Подрывное учение. Опиум для асуров.

главные действующие лица :

Брихаспати:   Отец Речи,  дэва (бог), соотносится с благой планетой Юпитер, учитель богов и Индры.
Отвечает за знания, речь, богатство, семью и детей. Цвет - желтый. Вкус - сладкий. Каста - высшая. Двоюродный брат Венеры. Часто смешивается с самим царем богов, громовержцем Индрой или Вишну, что не удивительно.


Итальянский: Giovedi, -  Юпитера день - четверг.
Греческий : hēméra Diós – день Зевса - четверг
Английский: Thursday – Тора день - четверг
Немецкий: Donnerstag – Грома день - четверг
Санскрит: Brihaspativar – Брихаспати день – четверг

Ушанас Кавья:   Поэт Зари или просто Заревой, дэва (бог), соотносится с благой планетой Венера, из-за соперничества в знаниях со своим двоюродным братом Брихаспати (Юпитером) ушел от богов к их врагам - асурам, стал их учителем и под его началом асуры начали побеждать богов.
Цвет - белый. Вкус - сладкий. Каста - высшая.
Отвечает за знания, речь, богатство, религиозное чувство, чувства вообще, роскошь, счастливую любовь, семью и детей.
День почитания, такой же как у Лакшми, Афродиты и Венеры - пятница.





"Асуры, узнав, что Ушанас (Венера) исполнил свой обет, возрадовались и пришли к его обители.
Но они не нашли своего наставника - нигде не увидели они и следа его. "Он еще не вернулся", - подумали они и разошлись по домам.

А боги тем временем обратились к своему наставнику Брихаспати (Юпитеру): "Ступай скорее к асурам, пока нет с ними Венеры, и соврати их с пути истинного, да подпадут они под твою власть".

И Юпитер принял облик Венеры и пришел к асурам; они же поверили, что это наставник их вернулся к ним после тысячелетнего подвижничества. И сто лет Юпитер был верховным жрецом асуров в облике Венеры.

Но прошло сто лет, и настоящий Венера возвратился к асурам.
Когда он явился в собрание асуров и они увидели его, они преисполнились удивления и сказали: "Вот один Венера восседает на месте нашего наставника, а вот другой пришел в собрание - поистине, это изумляет нас. Что бы это могло значить?"

А Венера, увидев Юпитера, восседающего в его обличье на его месте, разгневался и сказал:
"О наставник богов, зачем ты пришел сюда? Ты совращаешь учеников моих, они же, глупцы, обманутые тобою, не узнают меня теперь. Ступай к богам и оставайся там, следуя своему долгу, иначе тебе грозит здесь погибель".

Но Юпитер, услышав эти слова, ответствовал с улыбкой:
"Никогда еще не слыхал я о воре, крадущем не чужое имущество, а чужой образ. Я узнал тебя, ты - Юпитер, наставник богов. Смотрите, асуры, - вот он, обманщик, пришедший сюда в моем облике. Свяжите-ка его и бросьте в море!"

Венера сказал, обращаясь к асурам:
"Асуры, я - ваш наставник, вернувшийся с даром Шивы после исполнения тысячелетнего обета, я заслужил этот драгоценный дар ради вашего блага. А это - Юпитер, он обманывает вас, чтобы принести победу небожителям. Я говорю вам правду - он занял мое место, пока я пребывал вдали от вас".

Но асуры не поверили ему. "Пусть остается нашим наставником тот, что явился сюда раньше, а этот пусть уходит", - сказали вожди асуров.

Так Юпитер остался с асурами. И постепенно он стал смущать их разум.

Он отвратил их от почитания Вед и от жертвоприношений богам.

"Священное писание (Веды) не приносит ничего, кроме несчастий своим почитателям, - говорил он. - Ради корыстных целей приносят богам жертвы презренные люди, допуская к своим обрядам даже жен, и лишая жизни живые существа".

И он ругал великих богов, ругал и Вишну, и Шиву, называл грешниками Индру и Брихаспати (т.е. самого себя).

Совращенные его проповедью, асуры отреклись от семейной жизни и отринули мирские блага.
Обнаженные, с бритыми головами, они удалились на берега реки Нарады, добровольно отдав богам власть над тремя мирами.

И лишь позже, когда Венера вразумил их, они снова вступили в борьбу с богами за власть над вселенной".
__________


_______________________________________





Итак: для того чтобы лишить врагов силы, Юпитер использовал следующие методы:

1. Он отвратил их от почитания Вед. Т.е. от ритуала жертвоприношений богам.

2. Ругал богов. То есть, критиковал многобожие.

3. Внушал им презрение к женщинам.

4. Порицал семейную жизнь/ т.е. продолжение рода грязь.

5. Порицал богатство и мирские блага. "Блаженны бедные!"

6.Проповедовал полный отказ от насилия (так как критиковал убийство животных даже для жертвоприношений богам).

8. Восхвалял монашество и «уход от мира» --- Они отреклись от семейной жизни и отринули мирские блага. (т.е. стали монахами)

9. Они обрили головы свои, и удалились от власти.
Власть - это всё мирское, это всё «суета сует»,  надо молиться и медитировать, не иначе как ради «мокши», т.е. окончательного «освобождения», слияния с «единым богом», "непознаваемым и непостижимым брахманом"  и прочей ерунды.



И поныне это учение - под названием "Монотеистическая доктрина" - действует во многих странах, имея разные имена и порождая дурь разной крепости, которая выкашивает целые народы и страны.

Что ж, возможно, что это "естественный отбор" среди людей?

 И хотя сама Индия полна сейчас всяких йогов и аскетов, которые "познают единый атман", "непознаваемый брахман" и т.п, силясь "слиться с ним" и т.д., но знаменательно, что там до сих пор в народе знают, что "увидеть аскета, (например йогина) - дурная примета".



.
Tags: архетип, дивинация, ритуал, символы, теология, фольклор, христианство, язычество
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments